Земельные споры понятия и причины возникновения

Причины возникновения, основные виды и правовые основы решения земельных споров

Земельное законодательство не содержит определения понятия земельных споров. Однако его можно сформулировать на основании содержания норм ЗК. Исходя из этого, под земельными спорами следует понимать неурегулированные разногласия, связанные с применением норм земельного законодательства по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и реализацией других прав на землю, которые возникают между субъектами земельных отношений и подлежат разрешению в установленном законом порядке.

Причины возникновения земельных споров могут быть разными. Наиболее распространенными из них являются:

  • Неурегулированность соответствующих отношений действующим законодательством,
  • Внутренняя противоречивость норм земельного законодательства, регулирующие однотипные отношения,
  • Противоречивость между нормами земельного права и нормами других природноресурсового отраслей права, регулирующих близкие по смыслу положения,
  • Различия в понимании положений законодательства и недостаточная правовая осведомленность участников земельно-правовых споров.

Земельный спор возникает по поводу действительного или возможного нарушения конкретных земельных прав субъекта, причем в последнем случае спор рассматривается в фактического выяснения обстоятельств, которые подтверждают, что действительного нарушения земельного права нет.

Сущность решения земельного спора компетентным органом заключается в выяснении содержания и границ полномочий сторон спора и установлении их обязанностей в отношении определенных правоотношений.

Предметом земельного спора является заявленное требование субъекта этих правоотношений в компетентный орган по обеспечению реализации принадлежащих ему субъективных прав, а в некоторых случаях - по обязательства других субъектов спора следовать обязанностей, определенных законодательством.

Земельные споры неоднородны по своему составу. Среди совокупности земельных споров самостоятельное место занимают споры:

  • По поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности,
  • О разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей,
  • Возникающие вследствие несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов государственной власти по вопросам земельных ресурсов или органов местного самоуправления,
  • По поводу аренды земельных участков.

Учитывая содержание, субъектов спора и другие основания, их можно классифицировать на отдельные группы. В частности, по субъектному составу: споры, возникающие между гражданами, юридическими лицами, территориальными общинами, административно-территориальными единицами, между гражданами и юридическими лицами, споры с участием государственных и других органов, которые наделены полномочиями по решению земельных споров.

По содержанию можно выделить такие споры: связанные с приватизацией земель государственной и коммунальной собственности, споры о принадлежности земельной доли (пая), имущественные споры, связанные с земельными отношениями.

Учитывая, что земля является не только территориальным базисом и основным средством производства, но и составной единой экологической системы, земельный спор можно считать разновидностью эколого-правового спора. На этом основании всю совокупность земельных споров по своей направленности можно разделить на две группы - собственно земельные споры и земельные споры экологического направления.

К первой группе относятся споры относительно нарушения требований рационального использования земель, прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, в том числе и арендаторов.

Возникновения споров второй группы связано с негативным влиянием на состояние земель как элемент окружающей среды. Это споры по поводу порчи сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами и др.

Понятие и классификация земельных споров

Разрешение земельных споров осуществляется компетентными органами государства в процессе государственного управления земельным фондом. Разрешение земельных спорое является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов земли.

При разрешении земельных споров проявляются властные полномочия государства по следующим направлениям:

1) принуждение ответчика к совершению определенных положительных действий, направленных на признание права истца на земельный участок,

2) пресечение действий, нарушающих права и законные интересы собственников земли землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель,

3) исполнение обязанности в натуре,

4) возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Под земельным спором в теории земельного права понимается конфликт по поводу права на земельный участок, предоставления и изъятия земель, нарушения имущественных прав субъектов земельных правоотношений, разрешаемый компетентными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством. Ст. 1 Кодекса о земле определяет земельный спор как неразрешенный конфликт между субъектами земельных отношений.

В зависимости от способа разрешения все земельные споры можно классифицировать:

1) на разрешаемые в административном порядке исполнительными комитетами,

2) на разрешаемые в судебном порядке.

Далее, земельные споры могут быть классифицированы на:

1) земельные споры, непосредственно связанные с использованием земельного участка например, споры между собственниками земельного участка по поводу определения порядка пользования этим участком,

2) имущественные споры, связанные с земельными отношениями, например, спор о размере возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд.

Виды и общая характеристика земельных споров

Использование земельных участков в хозяйстве неизбежно приводит к возникновению споров различных масштабов. Это связано со многими причинами и порой приводит к долгим судебным разбирательствам. Одним из наиболее распространённых поводов для споров является самопроизвольный захват земли, а также ненадлежащий уход за выделенной землёй.

Земельные споры имеют свою уникальную специфику, которая выделяет их на фоне остальных разбирательств. Законодательная база, с помощью которой можно урегулировать возникшие разногласия, основана на земельном и гражданском праве.

В земельном споре всегда присутствует несколько сторон:

  1. Непосредственные владельцы земельного участка, арендаторы, пользователи.
  2. Юридические (физические) лица, которые нарушили интересы первой группы участников спора.
  3. Органы государственной власти, имеющие право на урегулирование возникшего конфликта.

При выделении земельного участка в собственность, человек (юридическое лицо) наделяется определённым количеством прав и обязанностей, которые он должен строго соблюдать. Нормы права, которые определяют земельные отношения, способствуют однозначному решению любого спора на земле. В законодательных актах точно оговариваются материальные и процессуальные составляющие земельных отношений.

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «земельный спор». В Земельном Кодексе существует только несколько пунктов о рассмотрении спора на землю. Сейчас существует 2 подхода к таким ситуациям: споры рассматривают не только, как земельные, но и как связанные с земельными отношениями.

Подводя итоговую черту под бытующими определениями, учёные сформировали следующий термин: земельный спор неурегулированный конфликт, в основе которого лежит ситуация, при которой возникает, изменяется или прекращает своё существование право на земельный участок, а также все остальные права, связанные с землёй.

Некоторые специалисты относят к земельным спорам многие ситуации. Это позволяет утверждать о бытующих других понятиях. Так, иногда земельный спор рассматривают как нарушение прав граждан и юридических лиц на земельный участок, а также их оспаривание, в том числе право владении, пользования землёй. Отдельно выделяются споры, в которых кроме конфликта из-за земли, задействовано прочее имущество. В таком случае рассматривается возмещение причинённых убытков и спор становится земельно-имущественным.

Согласно существующему законодательству, участниками земельного спора могут быть и государственные власти. Собственник, арендатор, пользователь земельного участка может иметь неразрешённый конфликт с конкретной государственной структурой. В таком случае, спор рассматривается судом. До начала судебного производства, материалы по делу должны быть переданы в третейский суд.

В качестве основной законодательной базы при рассмотрении споров с земельными участками, применяют нормы, изложенные в Земельном и Гражданском Кодексах РФ. Процедура рассмотрения и урегулирования выполняется в строго соответствии с гражданско-процессуальным и административно-процессуальным кодексами. Кроме этого, отдельные правовые нормы прописаны в отраслевых законах.

На данный момент, согласно правовым документам, существуют следующие виды земельных споров:

  • Споры, в основе которых лежит нарушение или оспаривание прав на земельный участок. В том числе, право владения, пользования и распоряжений землёй. Эта категория наиболее распространена в земельных отношениях.
  • Упоминавшиеся земельно-имущественные споры, в которых кроме земли принимает участие некоторое имущество, располагаемое на данной земле. В этой категории важной особенностью выступает стремление стороны добиться возмещения убытков, причинённых некоторым нарушением.
  • Имущественные споры. Они возникают на основе земельных отношений. К примеру, у сторон спора нет разногласий относительно земли, но спор возникает из-за процесса использования участка.

Важный критерий, позволяющий систематизировать возникающие разногласия на земле, это содержание разногласий относительно реализации собственных прав на землю. Исходя из этого, выделяют следующие ситуации:

  1. Конфликт относительно признания конкретного права на земельный участок.
  2. Споры, возникающие ввиду исполнения установленного действия в интересах заинтересованной стороны, или отказа от этого исполнения.
  3. Споры между участниками земельных отношений в связи с прекращением (изменением) земельных отношений.

Порядок рассмотрения и урегулирования существующих земельных споров может различаться. Это позволяет выделять:

  1. Споры с предварительной внесудебной процедурой.
  2. Споры, которые рассматриваются только и непосредственно в суде.
  3. Споры, решением которых занимается третейский суд.

Решением земельных споров занимаются узкоспециализированные профессионалы земельные юристы.

Понятие виды и элементы земельных споров

В основе исковых требований, предъявляемых через суд истцом ответчику, лежит возникший между ними земельный спор.

Земельный спор это конфликтная ситуация между правообладателем земельного участка и государством или третьими лицами по вопросам владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Основанием для возникновения земельных споров могут быть действия (самовольный захват) или бездействие (неиспользование земельных участков). Как правило, споры возникают в сфере использования земельных участков.

В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:

1. О праве собственности на земельный участок, в том числе:

о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ),

об отводе земельного участка,

об освобождении земельного участка,

об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

2. О праве владения, в том числе:

об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск.

3. О праве пользования, в том числе:

о праве постоянного бессрочного пользования,

об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.,

5. О сервитуте и иные земельные права, не связанные с возникновением прав на земельные участки,

6. О возмещении затрат по освоению земельных участков.

7. О возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62 ЗК РФ), в том числе:

при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд,

при ином правомерном использовании,

при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.

8. Жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.

Земельный спор состоит из 4 элеменов:

1. Стороны - сторонами в земельном споре являются:

исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо, с другой стороны, при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа,

граждане и юридические лица по спорам между собой в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

2. Предмет спора - субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия - право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес - это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая - объективно таких прав не имеет. Также может иметь место заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.

3. Объект спора - прямо или косвенно - это всегда земля, земельный участок или его часть, а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).

4.Содержание спора - это субъективные права и корреспондирующие им обязанности.

Процедура рассмотрения земельных споров имеет свою специфику, поскольку предусматривает не только безупречное знание и правильное применение сложного земельного законодательства, учет специфики земельных отношений, но и навыки работы со специальной земельной документацией, включая картографические материалы.

Нередко правильное рассмотрение земельных споров требует привлечения в процесс судопроизводства специалистов и назначения экспертиз.

Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человеческий гений изо

11.2. Понятие и причины возникновения земельных споров

Спором, в общем понимании этого слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вынужденный провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить.

*См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22 апреля 1992 г. 6 в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ 19611993 гг. С. 120-124 и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. 10. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. 1. С. 91?. При определении подведомственности земельных споров арбитражному суду следует руководствоваться ст. 25 ГПК РФ, ст. 22 АПК РФ 1995 г., постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. 12 «О некоторых вопросах подведомственности судам и арбитражным судам».( Вестник ВАС РФ. 1992. 1).

Согласно указанному постановлению Пленума Верховного Суда РФ, судам, в частности, подведомственны:

190.1kb. Экологические проблемы по значимости не имеют аналогов в истории человечества. Сегодня только осознание их и деятельность, направленная.

71.1kb. Дрезден - это только один единственный символ преступления союзников, символ, о котором сегодняшние системные политики упоминают.

300.5kb. В книге исследуется аргументация иудеев и христиан и признаётся справедливость иудаизма: автор утверждает, что так как Иисус не создал.

221.4kb. Вторая Мировая война это самый крупный военный конфликт в истории человечества. Эта война отличалась от других войн своей жестокостью.

218.2kb. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность это также свойство права, выявляющее.

440.8kb. Роль России в решении современных проблем человечества.

528.5kb. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное.

1619.9kb. Предлагаемая новая теория развития общества раскрывает смысл и все стадии развития человечества на планете Земля, то есть и прошедшую.

Разрешение земельных споров. Понятие и виды земельных споров,

В соответствии со ст.64 земельного кодекса разрешение земельных споров осуществляется в судебном порядке.

Споры между гражданами разрешаются судами общей юрисдикции.

Споры с участием юридических лиц разрешаются Арбитражными судами.

Земельный спор - это правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов.

Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.

В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:

1) о праве собственности на земельный участок, в том числе:

- о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ),

- об отводе земельного участка,

- об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд,

2) о праве владения, в том числе:

- о пожизненном наследуемом владении,

- об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск, всплеск которых происходит в настоящее время в районных судах г. Москвы. Управы районов подают заявления о сносе самовольно возведенного металлического тента типа ",Ракушка", и самовольном занятии земельных участков. Граждане устанавливают подобные гаражи без соответствующих разрешительных документов, самовольно, суды же обязуют их демонтировать, в противном случае они сносятся, и др.,

3) о праве пользования, в том числе:

- о праве постоянного бессрочного пользования,

- об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.,

6) о возмещении затрат по освоению земельных участков,

7) о возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62), в том числе:

- при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. - при ином правомерном использовании,

- при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.,

8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.

Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.

С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант - когда они являются только одной из сторон, третий - споры, возникающие между землепользователями.

В свою очередь, споры землепользователей между собой можно разграничить в зависимости от того, принадлежат ли их земли к одной категории или же к различным. По этому признаку можно выделить споры с однородным субъектным составом: между сельскохозяйственными производственными кооперативами, между гражданами, между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т.д., а также споры субъектов сельскохозяйственного производства различных организационно-правовых форм.

Также можно выделить споры между различными предприятиями и учреждениями, принадлежащими к одному ведомству, и споры между различными ведомствами или предприятиями и учреждениями - на уровне региона или Российской Федерации.

Классифицировать земельные споры можно также по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.

По объекту земельные споры можно разделить на споры о земле как о природном объекте и природном ресурсе (такие споры чаще всего возникают при нарушении режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).

Защита прав - это представленная законом возможность управомоченного лица применять меры для устранения или предотвращения нарушения его прав.

Основные способы защиты прав закреплены в ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем:

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки,

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления,

присуждения к исполнению обязанности в натуре,

компенсации морального вреда,

прекращения или изменения правоотношения,

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,

иными способами, предусмотренными законом.

Выбор того или иного способа представляется лицу, чье право нарушено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: