Духовное завещание отца балакирева в стихах

«,Завещание», М.Лермонтов

«Завещание» Михаил Лермонтов

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж…, Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…,

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был,

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…,

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их,

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна…,

Как вспомнишь, как давно

Расстались. Обо мне она

Не спросит…, все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей,

Пускай она поплачет…,

Ей ничего не значит!

Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание»

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», —, отмечает главный герой произведения. При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», —, отмечает солдат.

Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», —, отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Николай Васильевич Гоголь. Его духовное завещание.

Заметки, наброски, предсмертные записи Гоголя

Собственные заметки, наброски (1841-51) - обнаружены в записных книжках Гоголя или на лоскутках бумаги. Духовное завещание написано, по всей видимости, в последние дни жизни Гоголя.

Долг - Святыня. Человек счастлив, когда исполняет долг. Так велит долг, говорит он, и уже покоен.

ЗАМЕТКИ, НАБРОСКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

У исповеди собрать все сословия, все как равные между собою. Все дело имеют с Богом.

Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось. Несколько раз совершит человечество свое кругообращение. несколько мыслей совершит. оборот мыслей. и возвратится вновь к Евангелию, подтвердив опытом событий истину каждого его слова. Вечное оно вкоренится глубже и глубже, как дерева, шатаемые ветром, пускают глубже и глубже свои корни.

Одно только здесь ясно, что крест дан Тем, Кто дает одно благо, благо в разных видах, или в виде ясного, понятного нам счастия, или в виде тяжкого, непостижимого для нас страдания. В таком убеждении великая сила, но и эту силу мы получаем от Бога.

Человек рожден на то, чтобы трудиться. ",В поте лица снеси хлеб свой",, - сказал Бог по изгнаньи человека за непослушанье из рая, и с тех пор это стало заповедью человеку, и кто уклоняется от труда, тот грешит пред Богом. Всякую работу делай так, как бы ее заказал тебе Бог, а не человек. Если б и не наградил тебя человек здесь - не ропщи, зато больше наградит тебя Бог. Важнее всех работ - работа земледельца. Кто обрабатывает землю, тот больше других угоден Богу. Сей и доя себя, сей и для других, сей, хоть бы ты и не надеялся, что пожнешь сам: пожнут твои дети, скажет спасибо тебе тот, кто воспользуется твоим трудом: вспомянет имя твое и помолится о душе твоей. Во всяком случае тебе выгода: всякая молитва у Бога значит. Только трудись с той мыслью, что трудишься для Бога, а не ",для", человека, и не смотри ни па какие неудачи, хоть бы все то, что ты наработал, и пропало, и не уродилось, побито было градом, - не унывай и снова принимайся за работу. Богу не нужно, чтобы ты выработал много денег на этом свете, деньги останутся здесь. Ему нужно, чтобы ",ты", не был в праздности и работал. Потому, работая здесь, вырабатывает себе Царствие Небесное, особенно если работает с мыслью, что он работает Боту. Работа - святое дело. Когда делаешь работу, говори в себе: ",Господи, помоги!", и за всяким разом говори: ",Господи, помилуй!", Заступом ли копнешь или ударишь топором, говори: ",Господи, удостой меня быть в раю с праведниками",. Когда делаешь работу, старайся быть так благочинну в мыслях, как бы ты был в церкви, чтоб от тебя никто не услышал бранного слова, чтобы и грубого не услышал от тебя товарищ, чтобы во взаимной любви всех совершалось дело: тогда работа - святое дело. Такая работа спасает твою душу. Такою работою здесь - заработаешь ты себе Царствие Небесное там. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю все имущество, какое есть, матери и сестрам. Советую им жить в любви совокупно в деревне и, помня, что, отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: ",Паси овцы Моя!", Господь да внушит все, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семена также, если он прослужит лет десять графу.

Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех нс вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей. Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражненье в труде на воздухе около сада или огорода.

Вo имя Отца и Сына. Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе моей. Для того кладу в основание половину моих доходов с сочинений. Если сестры не выйдут замуж, дом свой да превратят в обитель, выстроив посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам. Жизнь должна быть самая простая, довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сестры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменьею. Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Все придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперед.

Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник.

СТРОКИ, НАПИСАННЫЕ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО КОНЧИНЫ

Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небесное.

Помилуй меня грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!

Как поступить, чтобы признательно, благодарно и вечно помнить в сердце моем полученный урок? И страшная История Всех событий Евангельских.

Михаил Лермонтов —, Завещание: Стих

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж…, Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…,

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был,

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…,

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их,

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна…,

Как вспомнишь, как давно

Расстались. Обо мне она

Не спросит…, все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей,

Пускай она поплачет…,

Ей ничего не значит!

Анализ стихотворения «,Завещание», Лермонтова

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Рассуждения умирающего созвучны мыслям Лермонтова. Он не сразу решается, к кому обратиться через своего посредника. Вся его жизнь и воинские заслуги никого не интересуют. Лирический герой с грустью понимает, что даже его смерть не сможет никого взволновать и вызвать искреннее сочувствие. Во фразе «если спросит кто-нибудь» заложена огромная горечь. Умирающий получает последний шанс высказаться перед смертью, но вынужден через друга обращаться, по сути, к первому попавшемуся человеку. Герой не описывает подробности своего смертельного ранения, только скромно замечает, что «умер честно за царя». Он жалеет лишь о том, что будет похоронен на чужбине, и просит передать поклон «родному краю».

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Читать похожие стихи: Популярные тематики стихов Поделиться стихом с друзьями: Лучшие поэты ТОП-20 стихов

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих Все стихи Карта сайта Контакты

Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

СТИХИ БАТЮШКИ ВАЛЕНТИНА МОРДАСОВА

ЗАВЕЩАНИЕ МАТЕРИ

Сын мой! С тобою я скоро расстанусь.

Пришел мой черед, ухожу

Туда, где неведомы грусть и усталость,

Где Богу возносят хвалу.

Где нету тревоги, болезни, печали,

Уже на пороге стою.

Послушай, мой сын, что тебе завещаю,

Исполни же просьбу мою:

Одень меня просто, без долгого сбора,

И гробик попроще найди,

Чтеца призови, и пусть после канона

По мне прочитает псалмы.

Богатых поминок с застольем не надо,

Как принято делать везде.

Лишь гордости это греховной в усладу,

Но нет покоя в душе.

Свези меня в церковь без светского пенья

Запомни, что я говорю:

Пускай хоть недолго - до погребенья -

Побуду лицом к алтарю

Поставь на могилу мне крест деревянный,

От всех избавляет он бед.

А мрамор, гранит - словно груз окаянный -

Усопшему в тягость и вред.

Вином поминать меня, сын мой, не станешь!

Про это прошу не забыть.

Ведь этим лишь душу мою ты поранишь,

А лучше - и вовсе не пить!

В годину по мне закажи ты обедню,

Поставь у Распятья свечу,

Подай, сколько можешь по милости, бедным -

Все это тебе по плечу.

А если вдруг сердце забьется тревогой,

Ко мне на могилку приди.

И преподобного Серафима

Правило тихо прочти.

Господь Милосердный пошлет утешенье,

От бед - в покаянии дверь,

Проси у Него и у ближних прощенья,

Молися, надейся и верь.

Проповедь перед чином изгнания злых духов из человека.

г.Сергиев Посад, Издание храма ап. Петра и Павла, 2002г., 11 стр., 1,5 МБ

Духовный цензор - игумен Николай (Парамонов).

2011г., 712 стр., 6 МБ

Издательство Благовест, Москва, 2011г., 480 стр., 80 МБ

Издательство: Благословение, 2004г. MP3, 192 kbps, 139 МБ.

Читает диакон Алексей Карпунин.

В записи использованы песнопения в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СКАЧАТЬ

MP3, 3 часа 16 минут, 320 kbps, 451 MБ.

Исполнители: монахи Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск. СКАЧАТЬ

Духовное завещание иеросхимонаха

раскрываемой в беседе Бога с душою человека)

Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знала, что От Меня это было.

Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами, и не случайно ты оказалась на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею, чтобы укрыться от пререкания языков, Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне. Разрушились планы твои, поникла ты душею и устала - От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и руководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты - только орудие, а не действующее лицо. Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские, и уныние охватило сердце твое, знай - От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай - От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытаю Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо не ты ли возлагала заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли и ныне вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одру твоему - От Меня это было.

Храни их, знай и помни - всегда, где бы ты ни была, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, - все от Меня это было.

Комментарии (3)

Прошу прощения,елико согрешил пред вами!Постимся постом приятным,благоугодным Господу!

А воля истинного Отца проявляется в событиях в пути направления этого мира к его преображению, в том числе и в делах князя мира сего . Точнее - это не сама божья воля. а ее след.

Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)

5 февраля 2006г., по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), чьи письма и слова обратили ко Господу сердца множества людей. Своей кроткой проповедью христианской любви и «,малого доброделания», о.Иоанн предостерегал своих чад от принятия скоропалительных и необдуманных решений, чреватых раздорами и нестроениями, от подмены жизни духовной «,игрой в духовную жизнь»,, от самости, от соблазнов и искушений современности, &ndash, от искажения учения Церкви Христовой. Его называли всероссийским старцем, прозорливцем, но сам о.Иоанн не считал себя пророком, который выписывает людям рецепты правильных поступков. «,Господь даровал человеку духовную свободу, &ndash, учил о.Иоанн, &ndash, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее &mdash, этой свободы»,. А «,назначение духовничества &ndash, взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств»,. В своем духовническом подвиге о.Иоанн был верным служителем Того, Кто говорил о Себе: «,Аз есмъ Пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя. . И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь», (Ин. 10, 14.16).

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

    • 6 февраля 2013
      • 25 апреля 2013

      Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

      По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

      ©, Православная Энциклопедия, 2001&ndash,2017. Все права защищены

Понравилась статья? Поделить с друзьями: